«Жизнь» — художественно-философский текст Алексея Лосева. Герой пытается осмыслить жизнь. Вот этапы этого осмысления:
1. Жизнь есть чудовищный, жестокий, бессмысленный поток случайных фактов. Мы рождаемся случайно, случайно страдаем, случайно приносим страдания, случайно умираем. Жизнь есть жестокая бессмыслица.
2. Если жизнь есть жестокая бессмыслица, то взятая целокупно она есть Судьба, Рок. Весь поток событий взятый во всем своем объеме есть самопорождающая-самопожирающая Судьба. Каждый человек, как и каждая вещь вообще есть лишь случайная частица в бесконечном и бессмысленном потоке рождений-смертей.
3. Однако в самом интимном, в самом индивидуальном, в самом неизбывном и внутреннем своем желании — в желании половом, в сексуальности, в желании продлить Род — мы узнаем свое самое родное — Родину. Самое общее и самое безличное — Род есть вместе с тем — самое личное, самое частное. В сфере пола снимается противопоставление Судьбы и частного существа, ибо самое интимное частного существа («я хочу») есть одновременно самое общее («хочу того, чего хочет Род»). Если моя свобода, моя воля, мое желание совпадает с волей Рода, то не Судьба правит мной, а я сам и есть Род, Общее. Бытие волит себя в моей воле, моя воля есть воля бытия. Бытие хотело быть в моем рождении, оно хочет быть в моей жизни и в моих желаниях (на этом этапе Лосев — почти ницшеанец).
4. Жестокая Судьба оборачивается любимой Родиной, самым родным. Все жестокости жизни не есть бессмысленные жестокости, но есть Жертва во имя Родины. То, что казалось жестокой Судьбой оборачивается родной нашей Матерью. На этом этапе кажется, что Лосев обожествил жизненный поток и все связанные с ним бессмыслицы и жестокости, кажется, что Лосев строит философию фашизма — философию Родины и Жертвы, крови и почвы.
5. Но оказывается, что наша Родина, Родина всех людей и всех существ вообще есть БЕСКЛАССОВОЕ ОБЩЕСТВО. Самое родное, самое «наше», самое «кровное», причина и цель бытия каждого из нас и всех совокупно есть жизнь любви, жизнь осмысленная и радостная. Во имя ТАКОЙ Родины движется вся история, приносятся все жертвы, во имя неё мы живем — когда любим кого-то, рожаем детей и пр. и пр. Мы преодолеваем все страдания жизни во имя бесклассового общества, кое есть самая интимная наша жизнь, самое сокровенное наше желание. Человеку не «естественно» угнетать и убивать, ему «естественно», ему хочется — каждому хочется — любить, жить в радости. Поэтому коммунизм — самое родное, ибо каждый хочет его, хотя вряд ли так это называет: любить естественно, угнетать не естественно: то, что мы называем зло злом, свидетельствует о том, что мы понимаем «неестественность» зла, оно не «родное» нам, оно приносит нам страдание и мучит нас, оно нам чужое. Эгоистичнейшее из всех желаний — желание сексуальное — есть желание Общего (субъект эгоистично желает того, чего желает Род). В самом эгоистичном и глубинном находим коммунизм. Влюбленные, супруги, семья живет ведь «коммунистически», у них все общее (об этом «повседневном коммунизме» писал Гребер — https://vk.com/christian_socialism?w=wall-168957708_747).
6. То есть у Родины в этом тексте есть два аспекта. 6.1. Каждое существо движется волей к радости; осуществление такой радости, жизни осмысленной и лишенной страданий есть бесклассовое общество. 6.2. Провидя за жизненным потоком вот это родное-вечное, причину и цель бытия, смысл всего что происходит, последнее онтологическое основание — провидя эту Родину, Лосев таким образом шифрует Бога, Абсолют. Источник жизни — Бог, цель жизни есть осуществление Его воли — то есть всякой радости и всякого смысла. 6.3. То есть родное/половое/любовное = бесклассовое общество = Бог.
7. Весь текст можно считать толкованием советского образа Родины-Матери, ибо он кончается описанием Великой Отечественной войны.
#Лосев #АлексейЛосев #Алексей_Лосев #ЛосевЖизнь@christian_socialism